– Мои заработки были минимальными. Я
практически ничего с этого не имела. Я
приезжала в студию и просто записывала
песни. За первый альбом вообще ничего не
получила. Потом мне было сказано: “Рита, вот
сейчас мы тебе заплатим часть, но вот потом,
если у тебя возникнут проблемы, то знай, что
ты всегда можешь к нам обратиться”.
– Это правда, что Литягин был просто без
ума от вас – что нашёл именно тот голос,
который ему был нужен?
– Не совсем так. Мы познакомились с ним на
какой-то дискотеке. У него в то время был
роман с моей подругой Оксаной, с которой мы
пели в Большом детском хоре. Когда он затеял
всю эту историю с записями песен, то сначала
пробовал её. А она предложила меня, дескать,
у Риты лучше получится. Он попросил. Это
была песня “Снежный человек”. Потом, когда
он написал песни, впоследствии сделавшие “Мираж”
популярным, он снова позвонил мне и
предложил записать их. Я ему сказала: “Если
опять нужно будет визжать и рычать, как в
песне “Заревел мотор”, то я этого делать не
буду”. Он сказал: “Новая музыка тебе
понравится”.
– А “Музыка нас связала” вам тоже
сначала не понравилась?
– Она была в ряду остальных песен, на неё
никто не делал ставку. Никто не ожидал, что
эта песня станет хитом.
Перед записью Литягин сажал меня перед
видео и показывал каких-то западных певиц и
просил: “Сделай мне вот так же”. Но я пела
так, как могла, и не думала, понравится ему
это или нет.
Потом он унёс пару песен на какую-то
дискотеку и прибежал оттуда с
вытаращенными глазами: “Это то, что надо!
Надо срочно писать все остальные песни”. Я
даже не знала, куда он с ними бегал и что он с
ними делал.
Наталья Гулькина рассказывала мне, что она совершенно
случайно узнала о том, что песни “Миража”
продаются на кассетах повсюду.
– Её, наверное, поимели так же, как меня. До
тех пор пока группа не вышла на эстраду, мне
морочили голову: “ Ребята так развлекаются,
это у них такое хобби – пробовать
записывать песни”.
Свои записи я услышала вообще случайно
летом на пляже. Эту историю я помню
досконально. Мы поехали с друзьями отдыхать,
причём это было очень далеко от Москвы.
Рядом стояла машина, и из неё доносились
песни “Миража”, те, которые я записывала в
студии Литягина. Я подошла к хозяину машины,
вся такая счастливая: “Здрасьте. А вы
приятель Андрюши Литягина?” Он как-то
странно посмотрел на меня: “Какого Андрюши?”
– “Ну как какого? У вас в машине кассета
играет моя. Это он вам её дал?”
Вы начинали петь в Большом детском хоре
Всесоюзного радио и ЦТ, он и теперь
существует, но называется по-другому.
Художественным руководителем хора был и
остается легендарный Попов.
– Он мне очень много дал. Это человек,
который из меня сделал музыканта.
– А такие люди сейчас есть?
– Я думаю, что есть. Но в свете того, что
очень резко поменялись приоритеты во всех
творческих коллективах, всё перешло на
другие рельсы – финансовые. Сейчас
повсеместно идёт борьба за выживание.
Раньше, конечно, альтруизм приветствовался,
но всё равно были стабильная оплата труда и
колоссальные льготы.
– Ну а какие льготы были у вас, солистки
хора? Вам что, в школе вместо “тройки”
ставили “пятерку”?
– По пению я её и так имела… И потом мы же
привозили всякие сувениры из-за границы,
наш хор очень часто ездил на гастроли. В то
время, когда в стране был сплошной дефицит,
привезти из-за границы кусочек мыла или
ручку из гостиницы, жвачку, любую другую
мелочь было чем-то таким выдающимся.
– Вы что же, Маргарита, учителям взятки
давали, что ли, за оценки?
– Я никогда не умела этого делать. Я даже
коробку конфет не умела подарить. Когда мои
родители узнали, что меня взяли на гастроли
за границу в первый раз, то они потащили в
хор большую коробку конфет, мама сказала,
что нужно отблагодарить. По этому поводу я
устроила дома настоящую истерику: “Я
заслужила эту поездку, потому что пою в хоре.
А если вы это сделаете, то я никуда не поеду”.
– И поехали… Какие были впечатления?
– В первый раз меня взяли в Чехословакию.
Я была в восторге. Потом долго ещё была под
впечатлением, когда вокруг увидела
изобилие. А с нами постоянно ездил чекист, и
он нам всегда говорил: “Как только вы
вернетесь в Россию, только попробуйте кому-нибудь
рассказать, что капитализм –
это хорошо. Капитализм – это очень плохо”.
– Но вы, конечно, не удерживались и всё
равно кому-то говорили про это?
– Конечно. Родителям. Маме говорила: “Мама,
там так хорошо, там такое изобилие всего.
Почему у нас все так плохо?” Родители, как
могли, объясняли мне это.
– Как в том анекдоте про двух червяков...
– А-а, ну да… “Сынок, это твоя родина”.
– Скажите, а попасть в такой престижный
хор было можно, наверное, только по блату?
– Нет, ничего подобного. Если были
вокальные данные, то брали любого, почти с
улицы. Никакого блата там не было никогда.
– А как вы относитесь к таким детским
коллективам, как “Тату”, “Смэш”? Стоит ли
вкладывать в них такие деньги?
– А кто вкладывает-то? Вот тот же “Смэш”.
У одного из мальчиков папа бизнесмен, вот он
и вкладывает. Вкладывают люди, которые
непосредственно заинтересованы в процессе.
Кто-то вкладывает потому, что этот чей-то
сын, а та чья-то жена или любовница. А кто-то
вообще не ждёт финансовой отдачи, потому
что просто ему приятно сказать знакомым: “А
вот на экране мой сын”. Но есть и такие, кто
вкладывает для того, чтобы получить прибыль.
– Но ведь у большинства из тех, в кого
вкладывают, вообще голоса нет.
– Так они и уходят через какое-то время.
– А у “Тату” есть голос?
– У одной из них, однозначно, есть.
– И у Децла есть?
– Конечно, нет. Есть такие экземпляры на
эстраде сегодня, что просто диву даёшься:
откуда он взялся? Но в истории с Децлом
опять-таки есть папа. Никто бы его никуда не
пустил, если бы не папа, это ведь всем
понятно.
– Например, та же Алсу.
– Это не худший вариант.
– Я смотрю, вы как-то философски к этому
относитесь.
– Жизнь научила меня быть лояльной.
Знаете, сейчас происходят парадоксальные
вещи. Вчерашний гардеробщик может вдруг
стать директором театра, а потом вдруг
министром. Сейчас парадоксальное время. С
одной стороны, это некое безвременье, а с
другой – время колоссальных возможностей.
А учитывая хватку русского человека – а он
отнюдь не инфантилен, а очень активен! –
порой диву даешься.
Я человек открытый и называю чёрное
черным, а белое – белым. Мой педагог часто
говорила: “Рита такая дерзкая, она всё
называет своими именами”. Да, есть вещи,
которые мне сегодня не нравятся, но с
возрастом я перестала быть категоричной.
Сейчас это никому не нужно. Жизнь сама
расставляет акценты и всех по своим местам.
– Этому вас научил Большой театр?
– В основном да. Там я прошла таку-у-ю
школу. Это такая мясорубка на самом деле.
Это страшное заведение.
– Этот великий храм искусства – страшное
заведение?!
– Да. (Смеётся.) Это очень страшное
заведение, в котором люди, переживая свои
взлёты и падения, умирали от этого.
– Ну а вот Волочкова не умерла.
– С её-то нервной системой! Я ей на самом
деле завидую. Ей нужно отдать должное.
– Она настоящий пиарщик.
– Вот точно. Она колоссальный пиарщик. Она
уникальный человек.
– А вы как попали в Большой?
– Закончив консерваторию, я уехала жить
за рубеж, выйдя замуж за иностранца. Он
югослав, мы жили сначала в Германии, потом в
Швейцарии. Он занимался ресторанным
бизнесом. Он очень красиво за мной ухаживал…
– А наши мужчины так не умеют?
– Когда как. Я вот заметила, что
иностранцы это делают лучше. По-моему, это
от уровня жизни зависит.
– А может, от воспитания?
– Скорее всего, от уровня жизни. Но, кстати,
воспитание тоже влияет. У нас ведь женщина
мужчине лучший кусочек положит и всё такое,
и иногда мужчина, который из себя ровно
ничего не представляет, начинает почему-то
раздуваться. Но это так, к слову...
Когда я вернулась в Москву после развода,
то осталась буквально на улице, ведь когда
выходила замуж, уезжая, попрощалась со
всеми. Вдруг позвонила мне подруга, мы с ней
когда-то учились в консерватории: “Рита, мы
едем в Германию под маркой “Солисты
Большого театра представляют”. Ты не
хочешь поехать с нами?” Я удивилась: “Но я
же не солистка Большого театра!” – “Кого
там это интересует? Срочно принеси свою
кассету”, – сказала она. Я принесла, всем
понравилось, и я поехала.
Уже в Германии ребята сказали: “А чего ты
к нам в театр не идёшь?” А у меня всегда была
заниженная самооценка, и мне тогда казалось,
что в Большом одни только гении. Потом меня
привели в театр на прослушивание, но это
было уже в ноябре, когда все конкурсы уже
кончились. Меня прослушали и взяли
практикантом: “Походи пока, поучи партии, а
весной будет общий конкурс, приходи
участвовать на общих основаниях”. Я
выучила все партии, которые можно выучить.
Конкурс проходит в три этапа, а меня
пригласили участвовать сразу в третьем. Я
пела со всеми на общих основаниях. Спела
арию Розины из “Севильского цирюльника”, и…
зал разразился аплодисментами. А хлопать на
конкурсах строго запрещено. В общем,
конкурс я прошла. По
идее, меня должны были взять стажёром, но
взяли сразу солисткой. Это было для меня
шоком.
– Конкурс, по-моему, более подходящее
соревнование для творческих людей, чем
нынешняя контрактная система.
– Сейчас в театре артисты появляются
неизвестно откуда. Кто он такой, кто его
слушал? Неизвестно. Но он солист.
– Неужели всё решают деньги?
– Пять тысяч долларов, и ты солист
Большого театра.
– И даже я смогу им быть?
– Да. Там есть люди, которые говорят так: “Мы
не обещаем, что вы будете петь на сцене
Большого, но солистом числиться будете”. Но
ведь они никому не нужны, такие вот солисты.
Кому-то, конечно, такое звание греет душу.
– Тем не менее тот театр оставил, как мне
показалось, у вас больше неприятных
воспоминаний, раз вы назвали его мясорубкой?
– Дело в том, что, как во всякой
организации, а Большой такая же организация,
всё зависит от людей. Я как любила, так и
люблю Большой, его сцену, его стены... Я
никогда не скажу, как говорили некоторые: “Больше
я ни ногой в Большой”. Есть театр, а есть и
люди, которые в нём работают. Там есть
костюмеры, гримёры, которые меня любили и до
сих пор любят. Но я не люблю тех людей,
которые определяют политику в театре. К
сожалению, это очень похоже на пауков в
банке. Проще говоря, есть люди, которые
занимаются непосредственно творчеством, а
есть такие, кто считает своим долгом плести
интриги, как будто жизнь только в этом и
заключается. Такие не думают о том, как
лучше спеть свою партию, им интереснее, кто
с кем спит. А мне это не интересно.
– Не секрет, что у артистов не очень
большие зарплаты. Но всё-таки спрошу: а
может, и вправду художник должен быть
голодным?
– Спорный вопрос. Я считаю, что нет. Другое
дело, когда певец начинает гнаться за
большими гонорарами и забывать о качестве
исполнения, заявляя при этом: “Публика всё
хавает! Пойду-ка плескану мастерством!”. Я
ненавижу такие разговоры. Я убеждена, что
публика не дура, и она не “хавает”. Если мы
выходим на сцену, то мы обязаны открывать
сердце и душу.
– А это не слишком пафосно – “открывать
сердце и душу”? Всё равно любая профессия,
да и талант, со временем становится
ремеслом. Вот вы когда поёте, о чём думаете
– об искусстве или о том, как правильно
спеть?
– Это всё равно, что когда мы утром
просыпаемся, думаем с какой ноги встать. Но
мы же не думаем об этом? Нет.
Есть много книг о вокальном мастерстве,
где подробно описано, как должны смыкаться
связки, куда должно уходить дыхание, куда
оно должно приходить, как должны работать
лёгкие, грудное дыхание или какое-то ещё.
Мне вот кажется, что когда начинаются такие
физиологические описания, то на этом всё
заканчивается.
Пение – это естественный процесс. Знаете,
петь полезнее, чем говорить. Хотя бы потому,
что от разговора связки устают больше, чем
от пения. Но как только певец начинает
задумываться, куда у него уходит язык и как
у него сдвигаются лёгкие, на этом искусство
кончается.